МОУ "АМ Саха-Бельгийская гимназия"

Попова Надежда Афанасьевна

учитель математики Саха-Бельгийской гимназии

Резюме
Эссе
Динамикауспеваемости учащихся
Планы уроков
Повышение квалификации
Распространение опыта
Достижения учащихся
Дидактические материалы
Дом. телефон: (841161) 27-854
Эл. почта: pnadya25@yandex.ru

 

Профессия учить или как я стала учителем

"Математику уже затем учить
надо, что она ум в порядок
приводит"?
М.В. Ломоносов

Стать учителем, я, наверное, решила в третьем классе, когда однажды помогла тете, Марии Александровне, учителю начальных классов, проверять тетради. В нашей семье было трое учителей: дедушка и его две дочери, т.е. мои тети. Я ими очень горжусь и восхищаюсь.
В старших классах, тесное общение с разными учителями расширили моё детски-наивное представление о желанной профессии. Я поняла, что учить детей совсем непросто, что любить детей, таких разных, часто непослушных и непонятливых, невероятно трудно. Но мое желание стать учителем только укреплялось и более того я поняла, что хочу стать учителем математики, когда на моем пути встретилась, учитель математики, Марина Ивановна.
Таким образом, в моем решении стать учителем главную роль сыграли два учителя, моя тетя Мария Александровна и Марина Ивановна, которые навсегда для меня останутся эталоном. Всё в этих женщинах, на мой взгляд, было от Педагога: очень требовательные к ученикам, коллегам и себе, превосходно знавшие и любившие свои предметы, строгие в манере одеваться, сдержанные в проявлении эмоций и общении и такие мудрые и всё понимающие… Именно они повлияли на то, чтобы моя мечта стать учителем воплотилась в жизнь. Марина Ивановна, привившая мне любовь к математике, определила выбор моей специальности, а от Марии Александровны я переняла манеру общения с учениками.
Поступив в университет, я начала непосредственно воплощать заветную мечту в жизнь. Овладение обширными и глубокими знаниями по математике, изучение основ педагогики и психологии, обучение методике преподавания предмета в школе, ознакомление с опытом знаменитых педагогов - всё приближало меня к тому заветному моменту, когда я, переступив порог школы в новом качестве, могла бы сказать: "Мечты сбываются".
И вот я в школе, учитель математики. Помню, с каким волнением и трепетной радостью готовилась к своему первому уроку. Помню лица своих первых учеников. Как сейчас вижу их глаза: кто-то смотрит настороженно-выжидающе (чего от тебя ждать?), кто-то сверлит взглядом (таких молоденьких у нас ещё не было!), в чьём-то взгляде тихая надежда (может быть, наконец, получу пятёрку по математике), в других глазах читаю апатию и равнодушие (…). "Какие они разные!" - понимаю я вдруг. Мои новые, первые, настоящие ученики, пока не принявшие меня, ещё не понятые мною. Удивительно, но до сих пор я испытываю те же чувства, ловлю себя на тех же мыслях, когда впервые вхожу в новый свой класс. И это прекрасно, потому что, смею надеяться, моё волнение и сомнение являются свидетельством того, что я не превратилась в ретрограда и ханжу, что общение с разновозрастными детьми не стало для меня обременительным.
Вначале было много неудач и разочарований. Мои желания и устремления часто не совпадали с результатами моих педагогических усилий. Но никогда я не жалела о том, что стала учителем. Меня всегда поддерживала моя семья, особенно мама. Она ведь тоже мечтала в детстве быть учителем, но её мечте не суждено было сбыться. Получается, я претворила в жизнь не только свою мечту, но и мамину. Согласитесь, есть в этом особый смысл…
А в чём смысл моей работы, такой любимой и такой трудной? Может быть, главное в том, чтобы научить школьников математике и чтобы они, успешно сдав ЕГЭ, смогли бы поступить в те вузы, где овладели бы профессией, о которой мечтают? Безусловно, это очень важно. Но есть ведь другие способы освоить тестовые технологии и успешно сдать главный выпускной экзамен: репетиторство, дистанционное обучение, самообразование. Тогда что же главное?
Очень важно не столько дать знания, сколько научить добывать их. Поэтому много времени уделяю тому, чтобы научить учеников самостоятельно мыслить, находить нужную информацию, сопоставлять факты, то есть УЧУ их УЧИТЬСЯ. Недаром мудрый Л. Н. Толстой утверждал: "Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…" Значит, я должна предоставить своим ученикам возможность самостоятельно искать ответ, решение, истину…
Но только ли в этом моё учительское призвание? За партами в школе сидит Наше Будущее. Каким оно будет, во многом зависит от учителей. Речь должна вестись не столько о пресловутых ЗУНах школьников, об интеллектуальном развитии учеников-исследователей, сколько о личности ребёнка - том самом ценном, что отличает нас друг от друга. Учитель не только преподаватель, но и воспитатель - эту прописную истину знает каждый. Значит, я прежде всего должна воспитывать человека и делать это не только личным примером, но и средствами своего предмета - Её Величества Математики.
Для меня Математика не сухая наука с набором формул, алгоритмов и понятий. Это стройная, логическая система, всё объясняющая и во всё проникающая. Математика вокруг нас, математика - сама жизнь. Я стремлюсь приобщить детей к математике как к части человеческой культуры. Со временем к моим школьникам приходит понимание того, что серьёзное занятие этой наукой воспитывает характер, вырабатывает терпение и внимание, формирует волю, делает людей более уравновешенными и сосредоточенными.

Hosted by uCoz